Значение для эксплуатационных свойств детали

Некоторые исследователи указывают, что влияние направления следов обработки на трение меняется в зависимости от металла. Металлы с меньшей склонностью к заеданию дают при перемещении параллельно следам меньшее трение, чем под прямым углом к ним, а металлы с большей склонностью к заеданию — наоборот.

Срок службы машинных деталей обычно ограничивается либо их износом, либо разрушением под воздействием динамических нагрузок. Акад.

Ребиндер считает, что под износом следует понимать поверхностное разрушение трущихся тел под влиянием тангенциальных сил трения. Последние вызывают в отдельных местах наружного слоя тел (вблизи участков контакта) напряжения, превосходящие предел текучести и предел прочности, т. е. вызывают на поверхностном слое твёрдого тела скалывание (вырывание) мельчайших частиц с предварительным пластичным течением материала в наружном слое или без него (для хрупких металлов) Следовательно, износ нужно рассматривать как явление поверхностного диспергирования под влиянием работы трения.

В подавляющем большинстве случаев окончание срока службы подшипников качения характеризуется появлением на поверхности желобов колец или на телах качения так называемого шелушения (питинга).